Пример условных обозначений

Диаметр каната

Диаметр каната должен соответствовать типоразмерному ряду прописанному в соответствующем ГОСТе.

По механическим свойствам

ВК – марка повышенного качества

В – марка высокого качества

1 – марка нормального качества

Назначение каната

ГЛ – Грузолюдской

Г – Грузовой

По направлению свивки

– Правой

Л – Левой

По сочетанию направления свивки канатов и его элементов в канатах двойной и тройной свивки.

– Крестовой свивки (направление свивки каната и направление свивки стренг и прядей противоположны);

О – Односторонней свивки (направление свиви каната и направление свивки проволоки в пряди одинаковы)

По виду покрытия проволок в канате

– Из проволок без покрытия

– Из оцинкованной проволоки: в зависимости от поверхностной плотности цинка:

С – для средних агрессивных условий работы

Ж – для жестких агрессивных условий работы

ОЖ – для особо жестких, агрессивных условий работы

Номинальный диаметр,
мм.
Поверхностная плотность цинка, г/м²
С Ж ОЖ
0,20 до 0,24 15 20 30
>0,24 до 0,32 20 25 45
>0,32 до 0,38 20 25 60
>0,38 до 0,45 30 40 75
>0,45 до 0,55 35 40 90
>0,55 до 0,65 40 50 110
>0,65 до 0,75 40 60 120
>0,75 до 0,95 50 70 130
>0,95 до 1,15 60 80 150
>1,15 до 1,40 60 90 165
>1,40 до 1,80 70 100 180
>1,80 до 2,40 80 110 205
>2,40 до 3,00 90 125 230
>3,00 до 3,80 100 135 230
>3,80 до 4,40 110 150 245
>4,40 до 5,10 110 165 245

По степени крутимости

–  крутящиеся;
МК – Малокрутящиеся
Эти канаты следует отличать от нераскручивающихся. В малокрутящихся канатах, благодаря подбору направлений свивки отдельных слоев проволок (в спиральных канатах) или прядей (в многослойных канатах двойной свивки), устраняется вращение каната вокруг своей оси при свободном подвешивании груза. Малокрутящийся канат может быть изготовлен как нераскручивающимся, так и раскручивающимся. Обязательным условием изготовления мало – крутящихся канатов является расположение прядей в двух или трех концентрических слоях с противоположным направлением свивки каждого концентрического ряда прядей. В этом случае моменты вращения всех прядей каната уравновешиваются, что предотвращает общее вращение каната вокруг своей оси.

По степени уравновешенности:

Характеристика канатов по степени уравновешенности канаты имеет следующие значения:
P – рихтованные;
– не рихтованные.

По способу свивки:

–  раскручивающийся
у которых проволоки не освобождены от внутренних напряжений, возникающих в процессе свивки проволок в пряди и прядей в канат. Стренги, пряди и проволоки в этом случае не сохраняют своего положения в канате после снятия перевязок с его концов;

H – нераскручивающийся
у которых при свивке проволок в прядь и прядей в канат внутренние напряжения снимаются рихтовкой и предварительной деформацией таким образом, что после снятия перевязок с конца каната пряди и проволоки сохраняют заданное положение. Нераскручивающиеся канаты по сравнению с раскручивающимися имеют ряд преимуществ: несколько большую гибкость и более равномерное распределение растягивающих усилий на пряди и проволоке, повышенную сопротивляемость усталостным напряжениям, отсутствие стремления нарушить прямолинейность при раскладывании.

Маркировочная группа

В зависимости от требуемого разрывного усилия* каната в целом, стальные проволочные канаты изготавливаются из проволок маркировочной группы 1370-1960 Н/мм² (140-200 кгс/мм²).
Чем выше разрывное усилие каната, тем выше его жёсткость и соответственно влияние на сопрягаемые с канатом узлы и механизмы.

* – Классификация разрывных усилий:
F min – расчетное минимальное усилие (каната в целом) это табличное значение усилия, которое производитель каната обязан обеспечить.
F суммарное всех проволок – усилие каната, полученное путем сложения показателей разрыва всех отдельных проволочек каната.
F агрегатное – фактическое разрывное усилие, определенное путем непосредственного разрыва каната.

Защитные канатные смазки.

Коды различных вариантов смазки канатов двойной свивки:

Тип смазки Сердечник
органический
Сердечник металлический Пряди каната Канат
Пряди и центральная
прядь
В целом
А0 Непропитанный (сухой) Без смазки Без смазки Без смазки Без смазки
А1 Пропитанный Смазан с обтиром Без смазки Без смазки Без смазки
А2 Пропитанный Смазан с обтиром Без смазки Смазан с обтиром Без смазки
А3 Пропитанный Смазан с обтиром Смазан с обтиром Смазан с обтиром Смазан с обтиром
А4 Пропитанный Смазан с обтиром Смазан с обтиром Смазан с обтиром Смазан с обтиром

Коды различных вариантов смазки канатов одинарной свивки:

Тип смазки Первый слой Второй слой Третий слой
А0 Без смазки
А1 Смазан по каждому слою с обтиром
А2 Смазан последний слой каната с обтиром

Канаты с обжатыми прядями

Технология производства канатов с пластически обжатыми внешними прядями позволила придать изделиям повышенные прочностные и эксплуатационные характеристики и обеспечить, по сравнению с не обжатыми канатами того же диаметра, ряд дополнительных преимуществ:

– Высокая структурная плотность каната;
– На 15-20% большая разрывная прочность;
– Снижение контактных напряжений проволок в прядях и прядей в канате, что значительно увеличивает износостойкость;
– Более высокая эластичность, чем у круглопрядных канатов;
– Высокое сопротивление поперечному раздавливанию;
– Большая площадь контакта с опорной поверхностью канатов, что обеспечивает низкий износ шкивов и барабанов;
– Минимизация единичных обрывов проволок в прядях, т.к. проволоки нагружаются более равномерно;
– Более высокий срок эксплуатации.

Канаты с пластически обжатыми прядями нашли широкое применение в нефтедобывающей и горнорудной промышленности (карьерные экскаваторы, шахтные подъемники), в башенных и подъемных кранах.

Вытяжка стальных канатов

В начале работы каната идет процесс приработки его элементов: дополнительное притирание проволок в прядях, уплотнение прядей и сердечника, в результате чего происходит изменение длины (на 1-3%). Вытяжка стальных канатов перед началом эксплуатации проводится в тех случаях, когда требуется сохранение размеров и жесткости каната, точное позиционирование груза, сокращение хода натяжного устройтва. Вытяжка канатов способствует уменьшению остаточного удлинения, увеличению модуля упругости и увеличению долговечности. Вытяжка осуществляется для канатов и канатных систем, требующих точных геометрических параметров, таких как авиационные канаты (применяемые в системах управления самолетом), несущие канаты в конструкции мостов, башен и т.п. ответственных сооружениях. Вытяжка может проводится в процессе изготовления на канатовьющей машине или на специальном обтяжном стенде. Вытяжка проводится в один конец или в несколько концов (рис.1). Усилие вытяжки канатов устанавливаются на уровне 40-50% от разрывного усилия каната в целом. При вытяжке каната в несколько концов величина усилия увеличивается пропорционально числу концов каната.

Рисунок 1 Вытяжка каната в один конец и два конца