Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов утверждено Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 22.12.2018 № 66. В Приложении № 16 прописаны НОРМЫ БРАКОВКИ КАНАТОВ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ.

Примеры повреждения канатов с описанием причин и условий замены:

ОБРЫВ ПРОВОЛОК

Причины: результат изгиба при возрастании нагрузки и уменьшение радиуса изгиба; несоответствие диаметра барабана.
Замена: Необходимо сосчитать количество обрывов проволоки, заметных на поверхности каната. Для каждого каната устанавливается максимально допустимое количество обрывов проволок на отрезках длиной в 6 или 30 раз больше диаметра каната. Обрывы проволок необходимо отслеживать на обеих длинах. Если количество обрывов проволоки превышает установленный минимум хотя бы на одной из двух указанных длин, канат подлежит замене.

Обрыв проволок каната гост

ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ИЗНОС ПРОВОЛОК

Причины: большой угол девиации; высокое опорное давление; абразивный износ; заклинивание шкивов.
Повреждение: Сплющивание проволок вследствие износа предваряет их неизбежный обрыв. При наличии изношенных проволок промежутки между ТО каната должны быть сокращены, а во время проверки обрывов необходимо тщательно осматривать проволоки, диаметр которых визуально уменьшился на 50% по сравнению с начальным состоянием.

Значительный износ проволок трос гост каната

ВНУТРЕННЯ И ВНЕШНЯ КОРРОЗИЯ

Причины: недостаточное количество смазки, наличие на поверхности каната коррозийных веществ и влаги.
Повреждение: Внешняя коррозия уменьшает диаметр проволок и вызывает более серьезные повреждения, чем износ. Оценка внутренней коррозии требует особых профессиональных компетенций. Для раскрытия каната используются захваты, с помощью которых изделие аккуратно раскручивается.
Замена: Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната необходимо подвергать его дефектоскопии по всей длине. При потере сечения металла проволок, достигшей 17,5% и более, канат бракуется.

ВНУТРЕННЯ И ВНЕШНЯ КОРРОЗИЯ Троса каната стального

ВЫПУЧИВАНИЕ ПРОВОЛОК

Причина: ослабление проволок отдельной пряди обычно наблюдается в следствии недостаточной смазки в процессе эксплуатации.
Повреждение: Необходимо удалить обрывы проволок, придать канату гладкость и наблюдать за этим дефектом.

ВЫПУЧИВАНИЕ ПРОВОЛОК

ВСПУЧИВАНИЕ ПРЯДИ

Причина: Механическое повреждение во время навески, неправильная многослойная намотка на барабан. Возможен дефект от ударной нагрузки.
Замена: При крупной локализации дефекта с выступом внутренних проволок прядей требуется срочная замена каната.

Выпучивания пряди трос гост каната

ВЫПУЧИВАНИЕ СЕРДЕЧНИКА

Причина: Металлический сердечник – в следствии накопления кручения. Большой узел выступа органического сердечника – брак сердечника.
Замена: Требуется срочная замена каната.

ВЫПУЧИВАНИЕ СЕРДЕЧНИКА

УМЕНЬШЕНИЕ ДИАМЕТРА КАНАТА (местное)

Причина: Повреждение сердечника и как следствие стремление внешних прядей к заполнению объема разрушенного органического сердечника.
Уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения)
Замена: Требуется срочная замена каната.

Уменьшение диаметра каната

УВЕЛИЧЕНИЕ ДИАМЕТРА КАНАТА (местное)

Причина: Не правильная стыковка сердечника или брак сердечника. Как следствие воздействие органического сердечника на наружные пряди.
В канате параллельной свивки с металлическим сердечником дефект возможен под действием динамических нагрузок. Как следствие сильный износ наружных проволок и следы коррозии.
Замена: Требуется срочная замена каната.

Увеличения диаметра каната

ВОЛНИСТОСТЬ КАНАТА

Причина: Продольная ось каната приобретает спиральную форму по нескольким причинам. Одна из них, когда радиус ручьев шкива и нарезки барабана не соответствует номинальному диаметру каната +5%.
Замена: Канат находится в постоянном контроле. Дефект вызывает повышенный износ и обрывы проволок. Бракуется по показателям зависящих от направления волны и свивки каната согласно Норм.

ВОЛНИСТОСТЬ КАНАТА

КОРЗИНООБРАЗНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ

Причина: Закручивание каната при навеске, воздействие на каната ударной нагрузкой, нарушение правил рубки при навеске, износ канавок нарезки на барабане и ручьев шкивов.
В некрутящихся канатах (многослойных) вызывается усиленным вращением вокруг небольших канавок или слишком большим углом девиации.
Замена: Требуется срочная замена каната.

КОРЗИНООБРАЗНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ КАНАТА ГОСТ

РАСПЛЮЩИВАНИЕ (раздавливание) КАНАТА

Причина: локально разрушение происходит в следствии механического воздействия, которое вызывает отсутствие равновесия в прядях. Сопровождается обрывом проволок.
В многопрядных канатах механическое воздействие на канат возможно в следствии неправильной размотки с лебедки. Наличие увеличившегося шага свивки наружных прядей с ассиметричным растягиванием под нагрузкой.
Замена: Канат подлежит замене.

РАСПЛЮЩИВАНИЕ (РАЗДАВЛИВАНИЕ) КАНАТА

ПЕРЕГИБ КАНАТА

Причина: Основная причина, это неправильная размотка и навеска. Канат перекрученный во время монтажа и эксплуатации, подвергается локальному износу и вытягиванию прядей.
Замена: Канат подлежит замене. При сильном изгибе канат подлежит срочной замене.

ПЕРЕГИБ КАНАТА